РЕГЛАМЕНТ

ТОО «Экспертиза PRO»
по проведению комплексной вневедомственной
экспертизы проектной документации

Общие положения

           1.1. Настоящий Регламент определяет порядок организации и проведения комплексной вневедомственной экспертизы проектной документации (далее – экспертиза), правила взаимодействия с заказчиками, проектными организациями или уполномоченными кем-либо из них лицами, обратившимися с заявлением о проведении экспертизы.

           1.2.Настоящий регламент разработан в соответствии с:

- Закон Республики Казахстан от 16 июля 2001 года № 242 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан»

- Правила проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299.

- Правила оформления экспертных заключений по градостроительным и строительным проектам (технико-экономическим обоснованиям и проектно-сметной документации), утвержденный приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 апреля 2015 года № 305.

- Правила определения общего порядка отнесения зданий и сооружений к технически и (или) технологически сложным объектам, утвержденный приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 февраля 2015 года № 165.

- Стандарт ПОАЭО 02-2016 «Общие требования к процедуре проведения комплексной вневедомственной экспертизы проектов, составу, содержанию и оформлению экспертных заключений», утвержденный Общим собранием членов ПОАЭО протокол №8 от 18 июля 2016 г.

- другими нормативными актами, регулирующими деятельность организаций по проведению негосударственной экспертизы.

1.3. Применяемые в настоящем Регламенте термины:

экспертиза проектов – экспертная деятельность, заключающаяся в проведении анализа и оценки качества проектов путем установления соответствия (несоответствия) проектных решений условиям исходных документов (материалов, данных) для проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также соблюдения в проектных решениях и расчетах требований градостроительных и технических регламентов, норм и положений государственных и межгосударственных нормативных документов;

эксперт – физическое лицо, аттестованное в порядке, установленном законодательством  Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, для осуществления экспертных работ по определенным разделам (частям) проектов, состоящее в штате одной из экспертных организаций;

заказчик – физическое или юридическое лицо (администратор бюджетной программы или иной заказчик – инвестор, собственник, застройщик), являющееся заказчиком проекта;

проект строительства – подлежащие экспертизе технико-экономические обоснования или проектно-сметная документация, предназначенные для строительства новых объектов, а также для изменения (реконструкции, модернизации, расширения, технического перевооружения или капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций;

исходные документы – документы (материалы, данные), прилагаемые к проектам строительства (градостроительным проектам) при их представлении на комплексную вневедомственную (комплексную градостроительную) экспертизу, на основании которых данный проект был разработан;

 локальное экспертное заключение – заключение экспертизы проектов, оформляемое и выдаваемое заказчику на каждом этапе экспертного сопровождения по соответствующим разделам (частям) проекта, за исключением завершающего экспертизу этапа;

 экспертное  заключение - заключения комплексной вневедомственной экспертизы по технико-экономическим обоснованиям или проектно-сметной документации, проводимой в общем порядке, составляются в форме сводного экспертного заключения экспертной организации;

  договор - добровольное соглашение, заключаемое между двумя или несколькими субъектами (физическими или юридическими лицами) на предмет выполнения каждым из них принимаемых на себя обязательств по отношению к другим участникам.  

1.4. Экспертиза может проводиться в отношении полного комплекта проектной документации любого объекта капитального строительства (отдельного этапа строительства, реконструкции, капитального ремонта), в том числе объекта капитального строительства, проектная документация, которого, в соответствии с законодательством Республики Казахстан подлежит обязательной экспертизе.

1.5. Целью комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства является проведение анализа и оценки качества проектов путем установления соответствия (несоответствия) проектных решений условиям исходных документов (материалов, данных) для проектирования, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, а также соблюдения в проектных решениях и расчетах требований градостроительных и технических регламентов, норм и положений государственных и межгосударственных нормативных документов. 

 

  1. Порядок представления проектной документации на экспертизу и график работы 

2.1. График работы:

Понедельник - пятница, 09.00 - 18.30 час., обеденный перерыв 13.00-14.30 час.

Суббота, воскресенье – выходной.

2.2. Проектно-сметная документация на строительство объектов представляются на экспертизу заказчиком (инвестором) по принципу «одного окна» в электронном виде, в объеме и по составу, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, вместе с исходно-разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключениями заинтересованных государственных надзорных органов и иных организаций.

2.3.  ТОО «Экспертиза PRO» вправе проводить экспертизу проектов, относящиеся к:

1) объектам II (нормального) уровня ответственности, не относящиеся к технически сложным:

      производственные объекты (машиностроительной, транспортной, сборочной, перерабатывающей, легкой и других отраслей промышленности), включая производственно-хозяйственные сооружения (требующие особых условий для хранения товаров и материалов, а также иных специальных проектных решений и мероприятий) неопасные по пожару, взрыву, газу, химическим агрессивным, ядовитым и токсичным веществам общим пролетом менее 12 метров и (или) высотой менее 12 метров и (или) с кранами грузоподъемностью менее 5 т (тонн); 

      объекты жилищно-гражданского назначения:

      жилые дома высотой не более 5 наземных этажей (включительно) (без учета верхнего технического этажа) независимо от геологических (гидрогеологических и геотехнических) и сейсмических условий;

      административно-бытовые, общественные здания и сооружения высотой не более 2 наземных этажей (без учета верхнего технического этажа) с одновременным пребыванием во внутренних помещениях не более 50 человек, включая посетителей (зрителей, клиентов, пациентов, пассажиров, покупателей, проживающих в гостиницах и тому подобное), а также обслуживающих их сотрудников и персонал для районов с обычными геологическими условиями;

      здания высших и средних специальных учебных заведений;

      здания общеобразовательных школ (гимназий, лицеев) вместимостью менее 600 учащихся;

      пункты автосервиса (мастерские) с одновременным обслуживанием не более 10 единиц (включительно) транспортных средств, а также наземные или подземные гаражи-стоянки, высотой наземных этажей не более 5(включительно), подземных этажей не более 2-х (включительно);

      жилые здания и объекты соцкультбыта вахтовых поселков не выше 3-х наземных этажей;

      прочие сооружения:

      автомобильные дороги IV и V категории и сооружения на них;

      линии электропередач и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением менее 35 кВ (кило Вольт);

      наружные сети водоснабжения с рабочим давлением менее 1 МПа (Мега Паскаль) диаметром до 300 мм (миллиметров) (включительно) и сооружения на них, в том числе распределительные (внутриквартальные, уличные), внутриплощадочные сети водоснабжения, внутриквартальные сети водоотведения, внутридомовые сети водоснабжения и водоотведения, очистные сооружения систем водоотведения для отдельных жилых комплексов с числом жителей не более 500 человек;

      групповые водоводы и канализационные коллекторы диаметром до 500 мм (миллиметров) при выполнении бестраншейным способом;

      насосные станции и водозаборы производительностью до 500 м3/сут (метров кубических в сутки) (включительно);

      наружные сети теплоснабжения диаметром до 350 мм (миллиметров) и сооружения на них;

      линейно-кабельные сооружения зоновой и местной сети линии связи;

      обустройство водозаборных скважин и сооружений на них для хозяйственно-бытового и технического водоснабжения;

      объекты газораспределительных систем давлением до 0,3 Мпа (Мега Паскаль);

      животноводческие комплексы по производству молока, мясной продукции, животноводческие фермы, племенные хозяйства, откормочные площадки количеством поголовья скота до 200 голов;

      птицеводческие фермы и комплексы количеством поголовья до 6 млн. голов/год (миллионов голов в год);

      тепличные комплексы площадью до 10 000 м2;

      комбикормовые заводы и цеха объемом до 5 т/час (тонн в час);

      зерносклады, элеваторы объемом хранения менее 500 т (тонн);

      объекты предприятия по убою скота и первичной переработке продуктов убоя до 10 т/смена (тонн в смену);

      молокоприемные и заготовительные пункты, в зависимости от их производственной мощности до 10 т/смена (тонн в смену);

      системы орошения пастбищ;

      спортивно-зрелищные, культовые крытые здания или открытые сооружения с одновременным пребыванием в них (вместимостью) до 150 человек;

      торгово-развлекательные объекты с одновременным пребыванием в них (вместимостью) до 800 человек;

      гостиничные комплексы (мотели, туристические базы) с вместимостью до 50 мест включительно;

      2) к объектам III (пониженного) уровня ответственности:

      внутриплощадочные линии связи;

      хозяйственно-бытовые постройки на территории индивидуальных приусадебных участков и благоустройство, не требующие изменения действующих инженерных сетей;

      мобильные комплексы контейнерного и блочного исполнения, а также одноэтажные здания (сооружения) для предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, возводимые из сборно-разборных конструкций;

      здания и сооружения временного, сезонного и вспомогательного назначения (теплицы, парники, павильоны, склады высотой до 2 этажей и площадью до 2000 кв.м. (включительно), опоры связи, освещения, ограждения и подобные сооружения);

      системы автоматической охранно-пожарной сигнализации и приточно-вытяжной вентиляции внутри административно-бытовых и производственных зданий;

      сети водоснабжения и водоотведения жилых домов усадебного типа;

      объекты газораспределительных систем давлением до 0,005 Мпа (Мега Паскаль), в том числе, внутриплощадочные сети и внутридомовые системы газоснабжения бытового назначения, газификация многоэтажных и малоэтажных жилых домов (включая индивидуальные дома).

3) реконструкции, расширения, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта существующих объектов, относящиеся к технически и (или) технологически сложным объектам, финансируемых за счет собственных средств.

      2.4 Комплексная вневедомственная экспертиза проектов строительства, не требующих обязательного ее проведения, по решению заказчика также может проводится экспертной организацией.

      2.5 Для проведения экспертизы проектной документации, представляются следующие документы:

а) заявление о проведении экспертизы;  

в) проектная документация в необходимом для проведения экспертизы объеме, который определяется в договоре.

К представленным материалам проекта прилагаются:

           1) копии лицензии разработчиков ПСД, дающих право на соответствующие виды и категории проектной деятельности;

           2) официальные исходные документы, на основании которых был разработан проект строительства и приняты отдельные проектные решения, а также документы о наличии обязательных согласований проекта, предусмотренных законодательством Республики Казахстан в сфере архитектуры, градостроительства и строительства.

Перечни документации (материалов), представляемых на комплексную вневедомственную экспертизу, утверждены в Правилах от 1 апреля 2015 года № 299.

2.6.  При принятии представленных на экспертизу предпроектной или проектной (проектно-сметной) документации аккредитованными экспертными организациями устанавливается комплектность проектной документации и наличие всех исходно-разрешительных документов, материалов и данных для проектирования.

 

  1. Проверка документов, представленных для проведения негосударственной экспертизы 

3.1. Комплектность представленных материалов проекта, соответствие их состава требованиям, установленным государственными нормативами, проверяется в течение пяти рабочих дней со дня их поступления на экспертизу.

3.2 Экспертная организация в течение 3-х рабочих дней со дня получения от заявителя документов, осуществляет их проверку по достаточности сведений для исполнения договорных обязательств исполнителя. При установлении некомплектности проекта, либо ее несоответствия требованиям по составу заказчику направляется письменное уведомление о недостающих материалах, либо приведении проекта в соответствие с требованиями по составу.

3.3. В течение 2 рабочих дней с момента предоставления заявителем недостающих сведений, по результатам проверки предусмотренной пунктом 3.2 Регламента, заявителю представляется (направляется) проект договора с расчетом размера платы за проведение негосударственной экспертизы.

В случае, если заказчик на 5 рабочий день  не представил недостающие материалы, либо представленные им материалы, не соответствуют требованиям по составу, то проект возвращается с письменным обоснованием причин.

3.4. Основаниями для отказа в принятии проектной документации, представленной на негосударственную экспертизу, являются:

1) несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленные требованиями CH PK 1.02-03-2011 Порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство, СН РК 1.04-01-2002 Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий.

2) представление не всех исходно-разрешительных документов и сведений, необходимых для проведения экспертизы в соответствии с требованиями Правил проведения комплексной вневедомственной экспертизы технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации, предназначенных для строительства новых, а также изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций независимо от источников финансирования, утвержденные приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 1 апреля 2015 года № 299.

3.5. Экспертная организация вправе дополнительно истребовать от заявителя представления иных сведений для исполнения договорных обязательств.

 

  1. 4. Заключение договора на проведение экспертизы 

4.1. Принятие на рассмотрение экспертной организацией проекта строительства (с учетом приложенных к нему исходных документов) после подтверждения их требуемой комплектности и состава, а также установление стоимости экспертных работ, сроков и продолжительности их проведения, являются основанием для заключения договора с заказчиком на проведение комплексной вневедомственной экспертизы по представленному проекту строительства.

4.2 Договор заключается посредством Портала в электронно-цифровой форме, с подписанием уполномоченными представителями сторон их электронно-цифровыми подписями. Заключенные договоры вступают в силу с момента исполнения предусмотренных ими условий оплаты комплексной вневедомственной экспертизы.

4.3 Договор о государственных закупках работ по проведению комплексной вневедомственной экспертизы заключается посредством веб-портала государственных закупок в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных закупках. Заключенные договоры вступают в силу с момента подписания и (или) регистрации в органах казначейства.

         4.4. В договоре определяются:

а) предмет договора;

б) срок проведения экспертизы;

в) размер платы за проведение экспертизы;

г) порядок, допустимые пределы и сроки внесения изменений в процессе проведения экспертизы;

д) порядок и сроки возврата заявителю документов, принятых для проведения экспертизы;

е) условия договора, нарушение которых относится к существенным нарушениям, дающим право сторонам поставить вопрос о его досрочном расторжении;

ж) ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора, в том числе за несвоевременный возврат или приемку документов, представленных на экспертизу.

4.5. При проведении экспертизы могут заключаться дополнительные соглашения к договору.

  1. Проведение экспертизы

 

5.1. Датой начала экспертных работ является дата вступления в силу договора на проведение комплексной вневедомственной экспертизы. Датой завершения экспертизы является дата выставления на портал сводного экспертного заключения.

            Заключенные договоры по частным проектам вступают в силу после оплаты комплексной вневедомственной экспертизы.

            Заключенные договоры в рамках государственных закупок вступают в силу в соответствии с условиями договора о государственных закупках.

5.2. После получения платежа система устанавливает дату начала работ по договору в рабочую группу. Далее руководителем назначается ведущий эксперт и распределение разделов проекта по экспертам.

5.3. При проведении экспертизы экспертная организация вправе привлекать на договорной основе в качестве внештатных экспертов по договору с другой аккредитованной или государственной экспертной организацией.

5.4. В ходе проведения комплексной вневедомственной экспертизы по проектной документации, имеющие недостатки и недоработки, установленные в процессе ведения экспертизы, эксперты направляют заказчику мотивированные замечания экспертов, которые выдаются заказчикам не позднее:

15 (десяти) рабочих дней со дня вступления договора в силу и устраняются Заказчиком в срок не более 5 (пяти) рабочих дней со дня выдачи замечаний при продолжительности экспертизы не более 30 (тридцати) рабочих дней;

            4 (четырех) рабочих дней со дня вступления договора в силу и устраняются Заказчиком в срок не более 1 (одного) рабочего дня со дня выдачи замечаний при продолжительности экспертизы не более 10 (десять) рабочих дней;

            В случае неустранения мотивированных замечаний экспертов в установленный срок, составляется отрицательное сводное заключение.

 

  1. Выдача заключений экспертизы 

6.1. Каждый эксперт выдает заключение по рассматриваемому разделу в течении 4 рабочих дней со дня поступления ответа с приложением откорректированной проектно-сметной документации и направляет ведущему специалисту для оформления сводного заключения.

6.2. Заключение экспертизы оформляется в соответствии с требованиями Правил оформления экспертных заключений по градостроительным и строительным проектам (технико-экономическим обоснованиям и проектно-сметной документации), утвержденный приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 2 апреля 2015 года № 305 и Стандартом ПОАЭО 02-2016 «Общие требования к процедуре проведения комплексной вневедомственной экспертизы проектов, составу, содержанию и оформлению экспертных заключений», утвержденный Общим собранием членов ПОАЭО протокол №8 от 18 июля 2016 г.

Заключение экспертизы, подготовленное в электронной форме, подписывается экспертами, участвовавшими в проведении экспертизы, с использованием электронной цифровой подписи и утверждается руководителем организации либо уполномоченным им лицом путем подписания заключения электронной цифровой подписью

6.3. Сводные экспертные заключения предусматривают:

            1) вводную и описательную части по проекту, а также краткую информацию о прилагаемых к проекту обязательным исходным документам (материалам, данным), представленным на экспертизу;

           2) анализ и комплексную оценку качества проекта в целом и соответствия принятых технических и проектных решений действующим нормативным правовым актам, требованиям государственных (межгосударственных) нормативов;

           3) постановляющую часть с суммирующими рекомендациями и (или) иными выводами, полученными в результате проведенной комплексной вневедомственной экспертизы.

6.4. По результатам проведенной экспертизы  выдаются:

           1) положительное экспертное заключение с рекомендацией к утверждению рассмотренного проекта для его реализации;

           2) отрицательное экспертное заключение о несоответствии проекта требованиям государственных нормативов, действующих в Республике Казахстан.

6.5. Отрицательное сводное заключение выдается в случае выявления несоответствий проекта требованиям, условиям или ограничениям, установленным исходными документами (материалами, данными) и государственными (межгосударственными) нормативами в области проектирования и строительства и неустранения мотивированных замечаний экспертов в установленный срок.

6.6. В случае получения отрицательного заключения откорректированная проектная документация подлежит повторной (новой) экспертизе в порядке, установленном для вновь разрабатываемых проектов.

6.7. Экспертные организации ведут обязательный учет выданных заказчикам сводных заключений комплексной вневедомственной экспертизы с присвоенными им регистрационными номерами.

 

  1. Срок и стоимость проведения экспертизы 

7.1. Сроки и продолжительность проведения экспертизы проектов на строительство устанавливаются договором между исполнителем и заказчиком, но не превышают:

- 30 (тридцать) рабочих дней по проектам строительства объектов, одновременно являющихся технологически и технически не сложными объектами II уровня ответственности, не относящихся к категории потенциально опасных.

- 10 (десять) рабочих дней по проектам строительства объектов, одновременно являющихся технологически и технически не сложными объектами III уровня ответственности, не относящихся к категории потенциально опасных.

В сроки проведения экспертизы включают сроки, отведенные для доработки (корректировки) ПСД по замечаниям экспертизы.

7.2. Стоимость экспертных работ, выполняемых аккредитованными экспертными организациями с участием отраслевых экспертиз, устанавливается в соответствии с договором между заказчиком и экспертной организацией.

7.3. По договорам, выполняемым в рамках государственных закупок, стоимость экспертных работ не может быть ниже стоимости, устанавливаемой в соответствии с правилами определения стоимости работ по проведению комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства объектов, утвержденными уполномоченным органом по делам архитектуры, градостроительства и строительства.

 

  1. Повторное проведение экспертизы 

8.1. Повторная экспертиза осуществляется в порядке, установленном для вновь разрабатываемых проектов. При этом повторную экспертизу осуществляет экспертная организация, выдавшая отрицательное экспертное заключение.

8.2 Повторной экспертизе подлежат следующие проекты:

1) ранее прошедшие комплексную вневедомственную экспертизу проекты, в которые вносятся обоснованные изменения и (или) дополнения, оказывающие влияние на прежние проектные решения и утвержденные основные технико-экономические показатели;

2) в случае получения отрицательного заключения откорректированных ТЭО или ПСД подлежат повторной (новой) экспертизе в порядке, установленном для вновь разрабатываемых проектов;

3) вступившее в законную силу решение суда о проведении новой (повторной) комплексной вневедомственной экспертизы по ПСД;

4) заключение технического обследования, содержащее сведения о состоянии незавершенного строительства (данные о фактически выполненных объемах строительно-монтажных работ на момент технического обследования), в том числе об их стоимостной оценке (данные о фактических финансовых затратах в период выполнения строительно-монтажных работ), подтвержденные актами выполненных работ.

8.3. Экспертной оценке при проведении повторной экспертизы подлежит часть проектной документации, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной, в отношении которой была ранее проведена негосударственная экспертиза.

8.4. За проведение повторной экспертизы взимается плата в размере, предусмотренном договором.

8.5. Повторное экспертное рассмотрение – не превышает 15 рабочих дней со дня представления заказчиком откорректированной (доработанной) по замечаниям и предложениям экспертизы проектной документации.

 

  1. Заключительные положения 

9.1. Настоящий Регламент, а также изменения и дополнения, вносимые в настоящий Регламент, утверждается приказом директора ТОО «Экспертиза PRO».

9.2. Настоящий Регламент является внутренним нормативным документом ТОО «Экспертиза PRO» и не подлежит представлению другим сторонам без разрешения руководства.